Консультация для родителей «Воспитание личности в различных видах музыкальной деятельности
Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит
ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.
Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития
способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.
Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса.
Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку — дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы.Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходства и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.При подборе произведения для слушания следует опираться на то,чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции. Все это помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания.
Другой формой приобщения детей к музыке является творческая
исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец). Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить
широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.
Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не
только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Хоровое пение
помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя таким образом формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Правильный подбор песенного материала (с включением в него
произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а так же современных композиторов, народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.
Непременным условием качества репертуара является разнообразие тем и жанров песенного материала. Соблюдение этого условия способствует повышению интереса и желания детей к исполнению песен.
Постоянная смена характера заданий, чередование различных видов деятельности требуют от них быстроты реакции, организованности, волевых усилий. Пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и
слуха, укрепляет детский голосовой аппарат — является своеобразным видом дыхательной гимнастики. Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различное устройство, их
выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения. Этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей,развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте само выражается. Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на
музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения.
Говоря о воспитании ребенка средствами музыки, нельзя забывать о
том, что мы имеем дело с растущим организмом. На музыкальных занятиях развиваются ловкость, координация и красота движений детей. Под воздействием музыки движения становятся более точными, ритмичными. Улучшаются качества ходьбы, бега, вырабатывается правильная осанка.
Динамические и темповые перемены в музыке также вызывают изменения в движениях, влияя на их скорость, степень напряжения. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.
Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научится
владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с
движениями других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Разнообразие содержания музыкальных произведений обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет
общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую
умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях
и действиях товарищей. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель Арзамасцева Жанна Петровна