Методика известного японского педагога и скрипача Шиничи Сузуки.
«МУЗЫКАЛЬНОСТЬ — ЭТО НЕ ВРОЖДЕННЫЙ ТАЛАНТ»
ШИНИЧИ СУЗУКИ:
Шиничи Сузуки — японский скрипач и педагог, который сильно повлиял на музыкальное образование как в Японии, так и во всем мире. Вот основа его подхода: «Музыкальность — это не врожденный талант, а способность, которая, как и всякая способность, может быть развита. Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным — это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого маленького человечка неограничен».
Чтобы вы поверили в действенность его методики, приведем несколько фактов из жизни Шиничи Сузуки. В 1946 году Сузуки основывает ассоциацию «Дошикай» — прообраз Института исследования талантов (Talent Education Research Institute). В1949 году в его институте уже 35 отделений и 1500 учеников. А в 1955 году в Токио он организовывает грандиозный концерт, на котором 1200 маленьких скрипачей играют в унисон. Впечатляет? Сегодня в мире более 8000 учителей работают по методике Сузуки и более 250 000 детей учатся играть на различных музыкальных инструментах.
На первом месте личность ребенка
Итак, Сузуки ставит на первое место личность ребенка, а таланты и способности на второе. Он подчеркивает, что, воспитывая любовь к музыке, мы развиваем в первую очередь личность ребенка, а не его музыкальные способности.
Шиничи Сузуки был первым, кто предположил, что дети 3—4 лет могут свободно обращаться с музыкальным инструментом. Не просто по-детски «пиликать», а играть на нем.
Он верил, что каждый ребенок обучаем, музыка — не таинство, а музыкальные таланты есть у многих. И главное, как любые способности, их можно развить. При правильном подходе к музыкальному образованию понимать музыку и исполнять ее могут практически все детишки. Он хотел обучать детей музыке, потому что верил в ее «исцеляющее» и «гармонизирующее» воздействие. По мнению Сузуки, музыка учит чувственности, восприимчивости, дисциплине и настойчивости. Он мечтал вырастить «хороших граждан» своей страны, не обделенных сердечностью.
Вера этого педагога в изумительные способности всех людей и в важность уважения и развития ребенка с помощью любви осталась нам в наследство. Сам метод родился в тот момент, когда Сузуки связал уникальную способность детей с легкостью изучать родной язык с возможностью обучения аналогичным методом игре на скрипке — методом, который он назвал «Рождение таланта».
Обучение родному языку и музыке аналогично
Вы никогда не задумывались, что дети во всем мире легко и непринужденно постигают родную речь. А вот Шиничи Сузуки более 50 лет назад оценил важность этого факта и начал применять основные принципы развития и обучения речи при обучении музыке.
На основе своих наблюдений Шиничи Сузуки сделал вывод, что все дети изучают родной язык путем слушания, подражания, повторения и именно по этому принципу дети также могут обучаться музыке!
Все родители знают, что ребенок способен заговорить на родном языке. Эта способность не приобретенная, а врожденная. Доктор Сузуки сравнивал свой метод обучения музыке с усвоением родного языка, имея в виду, что дети легко и без усилий учатся языку, на котором говорит их окружение. Взращенные с любовью дети не испытывают трудностей, усваивая достаточно сложные речевые конструкции. Обучение языку начинается с рождения. Ребенок, который растет и учится в атмосфере любви с раннего детства, будет говорить успешнее, чем малыш, которого до 6 лет (то есть до начала школьного возраста) практически не загружали знаниями, специально не обучали его. Родители, эксперты родного языка, вы чувствуете себя уверенно и расслабленно, обучая малыша говорить. Родитель делает это не по науке, а по интуиции. А интуиция — очень важный принцип «выращивания талантов».
Три открытия Шиничи Сузуки
Первое открытие Сузуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука, голоса птицы — учителя, своего рода птичьего Бетховена.
Сузуки, к своему изумлению, отметил, что каждый вылупившийся птенец автоматически повторяет песню учителя. Однако через несколько дней каждый птенец, начавший с простого копирования, начинает создавать собственные вариации оригинальной песни. Специалисты-орнитологи ждут, пока каждая из этих птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового «учителя», и процесс повторяется с самого начала.
«Удивительно! — подумал Сузуки. — Если уж крошечный мозг птицы обладает такой способностью к обучению, то что можно сказать о намного более совершенном мозге человека?!» Эти размышления привели его ко второму открытию. Когда Сузуки объявил о нем, многие его друзья решили, что он сошел с ума. Шиничи с энтузиазмом рассказывал всем о том, что он обнаружил: оказывается, каждый японский ребенок учится говорить по-японски!
Друзья и коллеги сочувственно похлопывали его по плечу и говорили, что они уже знают об этом. «Да нет же, нет! — восклицал Сузуки. — Они действительно учатся этому, и это поразительно!» И Сузуки был прав. Как и Ньютон до него, он открыл совершенно очевидную истину, которую никто раньше не замечал. Его открытием стал тот факт, что ребенок, родившийся в определенной стране, автоматически в течение года-двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков. Причем не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой родился кроха.
Открытие Сузуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, дающую практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка. И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, музыкальном, художественном или японском. Достаточно поместить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, и он сможет выучить что угодно!
Третье открытие японца стало последним элементом в мозаике. Когда он размышлял над поразительными способностями детского мозга, к нему зашел друг и спросил, не сможет ли он научить четырехлетнего сына одного приятеля играть на скрипке. Сузуки решил, что это невозможно, и извинился, ссылаясь на то, что ребенок еще слишком мал, чтобы держать скрипку, ведь она в пропорции к его телу — все равно что контрабас для взрослого. Когда друг ушел, Сузуки вдруг понял, что он мыслит слишком узко. Он только что сказал, что ребенок еще мал, чтобы учиться играть на скрипке, хотя сам же до этого сделал вывод, что в возрасте трех лет ребенок может учиться музыке и стать отличным музыкантом. Все дело в том, что скрипка слишком велика для ребенка, но почему бы не сделать скрипку, подходящую ему по размеру?
Вдохновленный этой мыслью, Сузуки принялся мастерить маленькие скрипочки. Но как научить детей играть на них? Сузуки понял, что решение подсказали ему птенцы жаворонков в инкубаторе. Все дело в копировании. Ведь 95 % людей так никогда и не научатся правильно петь только потому, что им с детства внушали: копировать — это плохо. Их лишали главного инструмента обучения — подражания.
Вооружившись маленькими скрипками и пониманием того, как должно быть организовано обучение, Сузуки обратился к своим друзьям, у которых были дети, и пригласил их детей учиться играть на скрипке.
На первом уроке Сузуки разложил скрипки и смычки вместе с другими игрушками и предложил малышам подойти и поиграть с ними. Сидя посреди комнаты, Сузуки время от времени брал одну из скрипок, подносил к ней смычок и извлекал одну ноту. Как он и ожидал, дети по очереди начали копировать его действия. Тогда он стал играть две ноты. Точно так же, как птенцы, подражая птице-учителю, осваивали свои трели, дети очень легко и непринужденно начали играть на скрипке, которая стала их вторым «языком». Таким образом, Сузуки создал методику, которая в наши дни распространилась по всему миру и нашла десятки тысяч последователей и учеников, многие из которых стали первоклассными музыкантами. И ни одной неудачи!
Необходимо лишь знать, что когда ребенок учится говорить, огромное значение имеют следующие моменты: активное слушание, мотивация, повторение, пошаговый подход, память, словарь, вовлечение родителей и любовь.
Все эти вещи прекрасно работают и при обучении игре на музыкальном инструменте: пианино, скрипке, виолончели, гитаре, флейте и др. Этот подход работает также при обучении математике, искусству и поэзии. По сути, данный метод универсален.
Музыкальный руководитель Херунц Т.М.